Антикоррозийная защита - чрезвычайно важная проблема для любых металлоконструкций.
Очень активной коррозии подвергаются стальные корпуса морских судов. В силу неоднородной структуры стали и, приобретенных в процессе эксплуатации изъянов, на ее поверхности образуются макроскопические гальванические элементы. В морской воде их электроды обуславливают локальные токи, сопровождаемые электролизом. В результате участки металла, служащие анодом, подвергаются разрушению - коррозии. Поскольку именно они имеют наиболее отрицательный потенциал и им присуща окислительная реакция. В ходе такой реакции каждый атом железа отдает по 2 электрона, превращаясь в Fe2+ . Образовавшиеся ионы переходят в раствор. Катодные участки не разрушаются.
Если превратить поверхность защищаемой конструкции в один большой катод с эквипотенциальной поверхностью, то коррозия прекратиться или будет сведена к минимуму. Для этой цели следует понизить потенциал анодных участков, передавая им электроны от внешнего источника.
Протекторная защита заключается в подключении к защищаемому сооружению внешнего источника электронов. Им должен являться металлический электрод, обладающий больший отрицательным потенциалом, чем потенциал защищаемого сооружения. Исходя из ряда напряжений металлов видно, что ими являются алюминий, магний и цинк. Аноды, изготавливаемые из этих материалов, крепят на стальном корпусе судна таким образом, чтобы имел место электрический контакт.
Иначе говоря, создается гальваническая пара, в которой внешний анод играет «жертвенную роль», подвергаясь разрушению вместо основного металла защищаемой конструкции.
По мере разрушения - аноды заменяют. В качестве протекторов используют цинковые аноды - цинковые пластины или цинковую проволоку.
Нанесение специального антикоррозионного покрытия препятствует проникновению к металлу влаги и кислорода, что также ослабляет процесс корродирования.